Описание Стандарт ИКАО Doc 9150 AN/809: В настоящем Руководстве содержится инструктивный материал по планированию и созданию аэродромов для воздушных судов короткого взлета и посадки (КВП), то есть специальных аэродромов, предназначенных для обслуживания самолетов, которые обладают особыми характеристиками, обеспечивающими выполнение взлета и посадки на небольших летных полях. Несмотря на то, что ИКАО не определила точно термины "аэродром КВП" и "воздушное судно КВП", признано, что возможность определенных самолетов безопасно выполнять полеты в зонах с ограниченным пространством, ограничивающей полеты местностью или с тем и другим, обеспечивает социально-экономические преимущества при условии, что имеются в наличии специально созданные для этих самолетов аэродромы.
Аэродромом КВП является аэродром, физические характеристики, визуальные и невизуальные средства и вся инфраструктура которого созданы для обеспечения безопасных и эффективных общественных воздушных перевозок в густонаселенных городских районах, а также в редконаселенных районах с затрудняющими выполнение полетов особенностями местности.
Поскольку ни в одном из Приложений ИКАО не содержится ни Стандартов, ни Рекомендуемой практики в отношении аэродромов КВП, настоящим Руководством охватываются все аспекты летной эксплуатации на аэродромах КВП, за исключением невизуальных навигационных средств. Здания аэровокзала и наземные операции в зонах, не входящих в контролируемую зону аэропорта, не рассматриваются.
Материал настоящего Руководства основан на переосмысливании практики работы обычных аэропортов с точки зрения приспособления ее к условиям аэродромов КВП и на опыте государств, которые эксплуатировали аэродромы КВП или полные системы КВП. Однако следует отметить, что включенные в Руководство технические требования к аэродромам КВП не применяются к высокогорным аэродромам, которые строятся в горных районах, хотя некоторые эксплуатируемые в настоящее время воздушные суда КВП предназначены для выполнения полетов с высокогорных аэродромов. Высокогорный аэродром можно определить как небольшой расположенный в гористой местности аэродром с ВПП, имеющей большой градиент уклона и применяемой для посадки по восходящему уклону, а для взлета - по нисходящему уклону, обусловливая тем самым использование только одной зоны как для захода на посадку, так и для вылета. С другой стороны, продольный уклон ВПП для воздушных судов КВП имеет меньшую величину даже по сравнению с уклоном, предписанным для ВПП, предназначенной для полетов обычных воздушных судов, и, как правило, такая ВПП имеет зоны захода на посадку вылета с обоих концов ВПП.
Современные самолеты, предназначенные для использования на небольших летных полях, при классификации по своим размерам и летно-техническим характеристикам попадают в довольно узкую категорию. Инструктивный материал, содержащийся в настоящем Руководстве, разработан с учетом этого факта. Будущее развитие гражданских воздушных судов КВП является неопределенным, но если прогресс в этой области приведет к созданию более тяжелых самолетов, то некоторую часть материала в настоящем Руководстве потребуется пересмотреть.
Предполагается, что настоящее Руководство будет регулярно обновляться. Последующие издания будут улучшаться на основе накопленного опыта, а также замечаний и предложений, полученных от пользователей этого Руководства. В связи с этим читателям Руководства предлагается направлять свои мнения, замечания н предложения по настоящему изданию. Такие материалы следует направлять Генеральному секретарю ИКАО. |