Описание Стандарт ИКАО Doc 9274 AN/904: Цель настоящего документа заключается в том, чтобы дать подробное описание модели риска столкновения (CRM) и объяснить правила ее использования.
Модель риска столкновения представляет собой машинную программу, которая рассчитывает вероятность столкновения самолета с препятствиями при заходе на посадку по ILS и при возможном последующем уходе на второй круг. СRM была разработана Группой экспертов по нормированию высоты пролета препятствий после выполнения обширной программа сбора данных и тщательного математического анализа. CRM является важной частью критериев для полетов по ILS, описанных в части III тома II PANS-OPS (Doc 8168-OPS/611) (справочный документ 1), который представляет собой рабочий документ для специалиста по схемам при разработке и построении схем визуального захода на посадку и захода на посадку по приборам. Описание эксплуатационного использования этих схем, являющееся инструктивными указаниями для персонала, связанного с производством полетов, содержится в томе I PANS-OPS (справочный документ 2).
Группа экспертов по нормированию высоты пролета препятствий разработала систему поверхностей, называемых поверхностями оценки препятствий (OAS) (справочный документ 1). Поверхности OAS дают возможность разделить препятствия в окрестностях ВПП на "учитываемые" препятствия, которые выступают за поверхности, и на "неучитываемые" препятствия, которые не выступают за поверхности. В таком случае выбирается такая абсолютная/относительная высота пролета препятствий (ОСА/Н), которая гарантирует, что траектория полета самолета, выполняющего заход на посадку по ILS или уход на второй круг, будет располагаться на безопасном расстоянии выше всех учитываемых препятствий. Данный метод, хотя и является в принципе простым и легко применимым на практике, имеет два основных недостатка.
Во-первых, требования в отношении того, чтобы OAS были простыми по форме (набор плоских поверхностей) с тем, чтобы можно было легко применять критерии, приводят к тому, что в определенных зонах эти поверхности становятся чрезмерно ограничивающими. Метод построения OAS показывает, что это, в частности, имеет место в окрестностях ВПП. Это именно та зона, в которой вероятнее всего будут размещаться критические препятствия (глиссадная антенна, ожидающие воздушные суда и т.д.). Таким образом, согласно критериям OAS такие препятствия могут излишне мешать самолетам, выполняющим полеты по низким минимумам.
Во-вторых, использование OAS предполагает, что эти поверхности могут
стать "сплошными стенами", не накладывая каких-либо эксплуатационных ограничений в плане увеличения ОСА/Н. Совершенно очевидно, что в результате этого значительно понизится безопасность полетов. Если полностью положиться на практические выводы специалиста по схемам в вопросе о том, в какой точке вокруг ВПП отмечается чрезмерная плотность препятствий, могут возникнуть неоправданные эксплуатационные ограничения.
Следовательно, хотя критерии OAS рассчитаны на достижение указанного заданного уровня безопасности, они могут привести к установлению более высокого уровня безопасности и, следовательно, необоснованно препятствовать выполнению полетов по низким минимумам или, наоборот, они могут привести к тому, что безопасность полетов будет ниже требуемых стандартов. Именно для решения этих проблем и была разработана модель риска столкновения (CRM).
Модель риска столкновения предназначена для:
a) расчетов риска (раздельно для всех препятствий и в отношении отдельных препятствий) для конкретных условий и окружающей среды ВПП и
b) получения минимальных допустимых значений ОСА или ОСН для конкретных условий и окружающей среды ВПП.
CRM может также использоваться:
- при проектировании аэродромов (при оценке возможного расположения новых ВПП в данных условиях местности и наличия препятствий;
- при принятии решения относительно того, следует ли удалять существующий объект, и
- при принятии решения о том, будет ли конкретное новое сооружение накладывать эксплуатационные ограничения (т.е. приведет ли это к увеличению ОСА/Н). |