Описание Стандарт ИКАО Doc 9683 AN/950: Обеспечение безопасности системы гражданской авиации - основная цель деятельности Международной организации гражданской авиации. В этой области удалось достичь значительного прогресса, но еще большее предстоит сделать Общеизвестно, что каждые три из четырех авиационных происшествий являются результатом сбоев в работоспособности человека, а это означает, что любые улучшения в данной области могут в значительной мере способствовать повышению уровня безопасности полетов.
Этот факт был признан Ассамблеей ИКАО, которая в 1986 году приняла резолюцию А26-9 по безопасности полетов и человеческому о>актору, В развитие резолюции
Ассамблеи Аэронавигационная комиссия сформулировала следующую цель задачи:
"Способствовать повышению безопасности авиации и с этой целью более широко информировать государства о роли человеческого фактора с целью осознания ими важности его учета при производстве полетов воздушных судов гражданской авиации, разработав АЛЯ них практический материал и мероприятия, связанные с человеческим фактором, с учетом опыта государств, а также путем разработки предложений и рекомендаций о внесении нужных поправок в действующие Приложения и другие документы в связи с изменением роли человеческого фактора в существующих и будущих условиях эксплуатации техники. Особое внимание должно уделяться там аспектам человеческого фактора. которые могут влиять на проектирование, процесс перехода к использованию и дальнейшую эксплуатацию [будущих] систем ИКАО CMS/ATM."
Одним из путей выполнения резолюции Ассамблеи А26-9 был выпуск серии сборников по различным аспектам человеческого фактора и их влияния на безопасность полетов. Эти сборники предназначались, прежде всего, для использования государствами в целях более широкого информирования своего персонала о роли человеческой деятельности в обеспечении безопасности.
Сборники предназначались для руководящих работников администраций гражданской авиации и авиакомпаний, включая руководителей эксплуатационных подразделений авиакомпаний и отделов подготовки авиационного персонала. Кроме того, эти сборники предназначались для использования нормативными органами, подразделениями по обеспечению безопасности полетов и проведению расследований, учебными центрами, а также старшим и средним управленческим персоналом авиакомпаний.
Настоящее Руководство в основном является отредактированной компиляцией материалов всех существующих циркуляров ИКАО по человеческому фактору. Оно предназначено для использования старшими руководителями учебных центров, а также сотрудниками авиапредприятий и нормативных органов, которые занимаются вопросами обеспечения безопасности полетов. Данное Руководство состоит их двух частей:
Часть 1. Общие положения. В этой части раскрывается концепция человеческого фактора в авиации и приводятся материалы о системном и современном подходе к обеспечению безопасности полетов авиации, а также раскрываются основные принципы проектирования рабочих мест и рассматриваются фундаментальные аспекты человеческого фактора в различных областях авиации, включая управление воздушным движением и техническое обслуживание воздушных судов.
Часть 2. Программы обучения эксплуатационного персонала. В этой части идет речь о подготовке персонала в области человеческого фактора и приводятся образцы учебных программ для пилотов, диспетчеров УВД и специалистов по расследованию авиационных происшествий.
Настоящее Руководство планируется постоянно обновлять. Это означает, что в него периодически будут вноситься изменения в связи с новыми научными исследованиями, чтобы оно отражало самые современные подходы к обучению эксплуатационного персонала в области человеческого фактора. |