Описание Стандарт ИКАО Doc 9734 AN/959 Часть А: В настоящем руководстве излагаются обязанности и формулируется ответственность Договаривающихся государств ИКАО в отношении организации контроля за обеспечением безопасности полетов авиации. Оно предназначено для высших государственных директивных органов, поскольку в нем акцентируются обязательства государств в качестве подписавших сторон Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагской конвенции), подписанной 7 декабря 1944 года в Чикаго, и содержатся информация и инструктивный материал, относящиеся к созданию государственной системы контроля за обеспечением безопасности полетов, которая может потребоваться для выполнения этих обязательств.
Руководство ограничивается рассмотрением характеристик общей ответственности Договаривающегося государства за организацию контроля за обеспечением безопасности полетов, при этом подчеркивается взятое государством обязательство обеспечивать безопасность авиационной деятельности государства. В качестве основных частей системы контроля за обеспечением безопасности полетов определяется ряд критических элементов, которые должны приниматься во внимание в интересах эффективного осуществления политики в области безопасности полетов и связанных с ней процедур. К критическим элементам системы контроля за обеспечением безопасности полетов, которые представлены в настоящем руководстве, относятся:
- основное авиационное законодательство;
- конкретные нормативные акты по вопросам эксплуатации;
- государственная система гражданской авиации и государственные функции контроля за обеспечением безопасности;
- квалификация и подготовка технического персонала;
- технический инструктивный материал, инструменты и предоставление важной информации с точки зрения безопасности полетов;
- обязательства по выдаче свидетельств, сертификации, санкционированию и утверждению;
- обязательства по надзору и разрешению проблем обеспечения безопасности.
В соответствии с Конвенцией государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией. Тем не менее, присоединяясь к Конвенции, государства соглашаются с некоторыми принципами и мерами, с тем чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом. Для безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации необходимо, чтобы вся деятельность гражданской авиации осуществлялась в соответствии с получившими международное признание минимальными эксплутационными стандартами, процедурами и практикой. Таким образом, обязанность государств в максимальной степени сотрудничать в целях достижения стандартизации и гармонизации нормативов, правил, стандартов, процедур и практики представляет собой одно из требований Конвенции (см. статьи 12 и 37). Предусматривается также, что Договаривающееся государство должно создать и внедрить систему, которая позволит ему удовлетворительным образом выполнять свои международные обязательства и обязанности по безопасному и упорядоченному развитию гражданской авиации.
Внедрение Международных стандартов и Рекомендуемой практики Договаривающимся государством ИКАО должно, как правило, осуществляться в рамках закона, опубликованного в данном государстве. Таким образом, в качестве первого шага к выполнению своих обязательств и обязанностей государству потребуется ввести в действие законодательную основу, которую называют основным авиационным законодательством.
Такая законодательная основа предполагает разработку и публикацию правил гражданской авиации, согласующихся с принятием государством положений, содержащихся в Приложениях к Чикагской конвенции, и создание соответствующего государственного органа, а именно ведомства гражданской авиации. Данная законодательная основа предусматривает также необходимые полномочия для обеспечения соблюдения этих положений. При разработке своего основного авиационного законодательства государство имеет возможность принять положения, которые будут регламентировать его роль в обеспечении соблюдения эксплуатационных правил.
В первом издании настоящего руководства, подготовленном при содействии Исследовательской группы по проверкам организации контроля за обеспечением безопасности полетов, рассматривались системы контроля за обеспечением безопасности полетов, относящиеся к Приложению 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу", Приложению 6 "Эксплуатация воздушных судов" и Приложению 8 "Летная годность воздушных судов". Настоящее второе издание разработано с учетом перехода к всеобъемлющему системному подходу, охватывающему все положения по безопасности полетов, содержащиеся во всех Приложениях к Конвенции, относящихся к безопасности полетов.
В целях обеспечения актуальности и точности настоящего руководства просьба присылать предложения по его совершенствованию с точки зрения формата, содержания или оформления. Любые такие рекомендации или предложения будут рассмотрены и, если они будут сочтены подходящими, будут включены в следующее издание руководства. Регулярное проведение пересмотра обеспечит поддержание актуальности и точности данного руководства. Замечания, касающиеся настоящего руководства, следует направлять по адресу:
The Secretary General
International Civil Aviation Organization. |