Описание Стандарт ИКАО Doc 9808 AN/765: Обеспечение безопасности системы гражданской авиации является важнейшей задачей Международной организации гражданской авиации (ИКАО). И хотя в этой сфере достигнуть! значительные успехи, дальнейшее совершенствование системы безопасности необходимо и возможно. Давно известно, что подавляющее большинство авиационных происшествий и инцидентов случается по причине недостаточно оптимальных действий экипажа, а, значит, можно ожидать, что любой прогресс в этой области приведет к существенному повышению авиационной безопасности.
Существование данной проблемы признала Ассамблея ИКАО, которая в 1986 году приняла резолюцию А26-9 «Безопасность полетов и человеческий фактор». Во исполнение вышеназванной резолюции Ассамблеи Аэронавигационная комиссия сформулировала цель этой задачи следующим образом: «Повысить безопасность в авиации, для чего более широко информировать государства о роли человеческого фактора с целью осознания ими его важности при производстве полетов воздушных судов гражданской авиации, разработать для них практический материал и мероприятия, связанные с человеческим фактором, с учетом опыта государств, а также разработать и рекомендовать соответствующие поправки к существующему материалу в Приложениях и других документах, касающихся роли человеческого фактора в нынешних и будущих условиях эксплуатации. Особое внимание будет уделено аспектам человеческого фактора, от которых могут зависеть конструкция, переход и эксплуатация будущих систем CNS/ATM ИКАО.»
Одним из методов, избранных для исполнения резолюции Ассамблеи А26-9, является публикация инструктивных материалов, в том числе сборников материалов и серии руководств, посвященных различным аспектам человеческого фактора и его влиянию на обеспечение авиационной безопасности. Цель этих документов состоит, главным образом, в том, чтобы Государства могли использовать их для повышения уровня осведомленности своего авиационного персонала о влиянии человеческого фактора на безопасность полетов.
Руководства и сборники материалов по человеческому фактору рассчитаны на руководителей ведомств гражданской авиации и авиакомпаний, в том числе на руководящий состав авиакомпаний, ответственный за безопасность полетов, подготовку кадров и руководство полетами; руководителей регламентирующих органов, служб по обеспечению безопасности полетов и проведению расследований, учебных центров, а также на руководящий состав авиакомпаний высшего и среднего звена, не связанный с производством полетов.
Настоящее руководство содержит новейшую информацию, которой располагает международное авиационное сообщество по актуальным аспектам человеческого фактора в области обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации. Оно адресовано также старшему руководящему составу, связанному с обеспечением безопасности полетов, подготовкой кадров и производством полетов в отрасли и регламентирующих органах.
Настоящее руководство не рассматривается как догма, оно будет периодически обновляться путем внесения в него поправок. Последующие его издания будут выпускаться по мере поступления результатов новых исследований, отражающих растущий объем знаний о человеческом факторе, и накопления дальнейшего практического опыта в области контроля за ошибками человека и их устранения в эксплуатационных условиях.
Просьба направлять свои замечания и мнения по адресу: The Secretary General, International Civil Aviation Organization. |