Описание Стандарт ИКАО Doc 9817 AN/449: Понятие сдвига ветра на малых высотах в самом широком смысле слова охватывает совокупность перемещений воздуха в нижних слоях атмосферы, от небольших завихрений и порывов, которые могут оказывать воздействие на воздушное судно в виде турбулентности, до мощного перемещения воздушной массы одного слоя относительно соседнего слоя. Широкий диапазон разнообразных явлений, создающих такие потоки воздуха, включает грозы, береговые и морские бризы, струйные течения на малых высотах, горные волны и фронтальные системы. Чтобы найти в данном контексте тот общий знаменатель, который связывает такие разнообразные явления, необходимо разъяснить значение термина "сдвиг ветра". Наиболее общим определением сдвига ветра является следующее: "изменение скорости и/или направления ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие потоки воздуха". Из такого разъяснения следует, что любое атмосферное явление или даже любое физическое препятствие на пути преобладающего воздушного потока, приводящее к изменению скорости и/или направления ветра, по существу, является причиной сдвига ветра.
Сдвиг ветра присутствует в атмосфере всегда, и это явление часто можно наблюдать. Примерами могут служить слои облачности на разных высотах, движущиеся в разных направлениях; шлейфы дыма, срезанные по высотам и движущиеся в разных направлениях; вращающиеся взвешенные частицы и/или капельки воды в относительно безобидных пылевых вихрях и чрезвычайно опасных водяных смерчах и торнадо; "стеноподобная" передняя кромка пылевых/песчаных бурь и деревья, клонящиеся во всех направлениях под внезапными порывами фронта шквалов. Все эти видимые эффекты свидетельствуют о повсеместном присутствии в атмосфере сдвига ветра и явлений, которые его вызывают.
Важность сдвига ветра для авиации заключается в его воздействии на летные характеристики воздушных судов и, как следствие, в потенциально неблагоприятном влиянии на безопасность полетов. Хотя сдвиг ветра может присутствовать в атмосфере на всех высотах, его наличие на самом низком уровне - 500 м (1600 фут) - особенно важно для воздушных судов, производящих посадку и взлет. На этапах начального набора высоты и захода на посадку значения воздушной скорости и относительной высоты воздушного судна близки к критическим, и поэтому воздушное судно особенно восприимчиво к неблагоприятному воздействию сдвига ветра. Как станет ясно из последующих глав, реакция воздушного судна на сдвиг ветра является чрезвычайно сложной и зависит от множества факторов, включая тип воздушного судна, этап полета, масштаб воздействия сдвига ветра относительно размеров воздушного судна, интенсивность и длительность воздействия сдвига ветра на воздушное судно.
После привлечения внимания к преобладающему присутствию сдвига ветра в атмосфере и его потенциальной опасности для воздушных судов для рассмотрения данного вопроса в должной перспективе следует подчеркнуть, что, учитывая большое число посадок и взлетов воздушных судов во всем мире, лишь немногие воздушные суда сталкиваются с трудностями, приводящими к авиационному происшествию, и в отношении лишь незначительной доли таких происшествий сдвиг ветра является одним из факторов, способствовавших созданию аварийных условий. Тем не менее, тот факт, что сдвиг ветра в прошлом оказывал влияние на авиационные происшествия, может служить достаточным основанием для того, чтобы все лица, связанные с производством полетов, представляли себе, какие тяжелые последствия может иметь воздействие сдвига ветра на летные характеристики воздушного судна, особенно на этапах посадки и взлета. |