Описание Стандарт ИКАО Doc 9859 AN/460: Авиация отличается гигантскими технологическими скачками, которые она совершила за последнее столетие. Этот прогресс был бы невозможен без параллельных достижений в области контроля и уменьшения опасных факторов в деятельности авиации. Учитывая многочисленные способы, которыми авиация может причинить телесные повреждения или ущерб, с самых первых дней полетов специалисты отрасли занимаются вопросами предотвращения авиационных происшествий. Благодаря последовательному применению наилучшей практики управления безопасностью полетов частота и тяжесть авиационных происшествий существенно снизились.
Концепция безопасности полетов.
Для понимания сути управления безопасностью полетов необходимо уточнить, что подразумевается под термином "безопасность". В зависимости от рассматриваемого аспекта концепция авиационной безопасности может иметь различные интерпретации, такие, как:
a) нулевой уровень авиационных происшествий (или серьезных инцидентов) - точка зрения, широко распространенная среди пассажиров:
b) отсутствие опасности или риска: т. е. факторов, которые причиняют или могут причинить ущерб;
c) отношение сотрудников к небезопасным действиям и условиям (отражает ''безопасную'' корпоративную культуру);
d) степень, до которой присущий авиации риск является "приемлемым":
e) процесс выявления источников опасности и контроля факторов риска;
f) недопущение потерь в результате авиапроисшествий (человеческих жертвы, а также нанесение ущерба имуществу и окружающей среде).
Хотя недопущение происшествий (или серьезных инцидентов) было бы желательным результатом, стопроцентный уровень безопасности является недостижимой целью. Несмотря на все усилия по предотвращению сбоев и ошибок, они, тем не менее, будут иметь место. Ни один вид человеческой деятельности и ни одна искусственная система не могут гарантированно считаться абсолютно безопасными, т. е. свободными от риска. Безопасность является относительным понятием, предполагающим, что в "безопасной" системе наличие естественных факторов риска считается приемлемой ситуацией.
Безопасность все в большей степени рассматривается как контроль факторов риска. Таким образом, для целей настоящего Руководства под безопасностью подразумевается следующее:
Безопасность представляет собой состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. |