Описание Стандарт ИКАО Doc 9379 AN/916: Цель настоящего руководства заключается в предоставлении подробных рекомендаций тем государствам, которые хотят создать систему выдачи свидетельств личному составу, а также в оказании помощи при организации повседневной деятельности органа по выдаче свидетельств, оно может представлять также определенный интерес для государств, в которых уже создана система выдачи свидетельств. Руководство будет способствовать принятию надлежащих действий при выдаче свидетельств в соответствии с действующими в государстве основными правилами гражданской авиации и обеспечению соблюдения положений Конвенции о международной гражданской авиации и соответствующих приложений.
В Приложении 1 к Конвенции содержатся международные Стандарты и Рекомендуемая практика (САРПС) по выдаче свидетельств личному составу. Цель Приложения 1 заключается в стандартизации практики и методики для того, чтобы государство могло выдавать свидетельства по единому стандарту. Принимая положения Приложения 1, каждое Договаривающееся государство будет содействовать соблюдению принципов Статьи 37 Конвенции, в которой среди прочего говорится, что "каждое Договаривающееся государство обязуется сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касающихся воздушных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб, по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать аэронавигации и совершенствовать ее".
Необходимость в наличии должного разрешения для выполнения определенных функций в авиации всегда признавалась всеми. Такое разрешение, как правило, выдается в виде свидетельства. Выдача свидетельств в том смысле, в котором она используется в настоящем Руководстве, представляет собой процесс предоставления официального разрешения какому-либо лицу на выполнение конкретной деятельности, осуществление которой без такового запрещается либо законом, либо обычаем и при отсутствии должного исполнения может поставить под угрозу безопасность международной авиации. Свидетельство является подтверждением того, что выдающее его государство убедилось в том, что данный владелец свидетельства продемонстрировал приемлемый в международном плане уровень квалификации. В связи с этим процесс выдачи свидетельств заключается в предоставлении прав кандидатам, которые отвечают установленным требованиям. Термин "свидетельство" повсеместно используется для обозначения разрешения, которое выдается по завершении процесса выдачи свидетельств. Привилегии, которыми пользуется владелец свидетельства и которых лишены не имеющие такового, названы в Приложении 1 "правами". В зависимости от типа выдаваемого свидетельства срок их действия может ограничиваться. Они могут ограничиваться с точки зрения подлежащих выполнению функций и могут зависеть от определенных условий, которые должны быть соблюдены прежде, чем пользоваться определенными правами. Если такие условия существуют, их можно назвать "обязательствами обладателя свидетельства". Далее в Руководстве будет показано, в какой форме такие обязательства обычно фиксируются в законах и правилах государств. /"
Прежде чем выдать свидетельство, государство должно убедиться в том, что кандидат во всех отношениях отвечает установленным требованиям к опыту, знаниям и навыкам для того, чтобы квалифицированно осуществлять разрешенную деятельность или пользоваться предоставляемыми данным свидетельством правами. Кроме того, многие свидетельства предусматривают, что кандидат или обладатель отвечает определенным требованиям в отношении годности по состоянию здоровья. Для того, чтобы оно могло выполнить свою обязанность по обеспечению соответствия кандидата всем этим разнообразным условиям, государство должно либо создать свою собственную систему выдачи свидетельств, либо заключить соглашение с другим государством о предоставлении услуг, которые позволят удовлетворить потребности в выдаче свидетельств. Такой порядок ни в коей мере не освобождает государство, которое выдает свидетельство, от всей ответственности.
На полномочный орган по выдаче свидетельств может оказываться значительное давление, чтобы оно предоставляло незаслуженные права в обход надлежащих требовании. Если организация гражданской авиации уступит такому давлению со стороны клиентов, то снизится ее авторитет и это в определенной степени отрицательно скажется на безопасности полетов. Важно, чтобы государство внимательно формулировало свои правила выдачи свидетельств с тем, чтобы можно было обеспечить их строгое соблюдение, не налагая в то же время излишних ограничений.
Государство, впервые создающее систему выдачи свидетельств и использующее в качестве примера правила другого государства, может обнаружить, что правила выдачи свидетельств крупных стран являются очень сложными. Это вызвано тем, что они развивались на протяжении многих лет, в них вносились дополнения и уточнения, но значительных изменений они почти не претерпевали. Однако стремление к усложнению национальных авиационных правил вполне понятно, поскольку отдельные лица или даже компании могут использовать слабые места в правилах выдачи свидетельств себе на пользу. Возникновения такого положения следует избегать всеми средствами. Б связи с этим целесообразно иметь систему нормативных положений, в которую сравнительно легко можно внести необходимые изменения. С другой стороны, излишнее сосредоточение власти в руках одного полномочного органа, который может изменять правила, не соблюдая установленного законодательного процесса, может поставить в невыгодное положение отдельные лица или компании.
Поскольку наиболее важным предварительным шагом до создания системы выдачи свидетельств является обнародование соответствующих правил, регламентирующих выдачу свидетельств, государствам следует использовать лучший опыт не только государств, имеющих хорошо развитую систему, но также и стран, имеющих аналогичный уровень авиационной деятельности, в которых атминистрации гражданской авиации уже функционируют.
Ясно, что в определенных случаях некоторые государства, находящиеся на начальных этапах создания собственной организации гражданской авиагии, могут счесть нецелесообразным или неэкономичным создание полностью укомплектованного подразделения по выдаче свидетельств. В небольших государствах многие ФУНКЦИИ и обязанности по выдаче свидетельств, о которых говорится в настоящем руководстве, зачастую значительно сокращены и объединены. Например, должностное лицо по выдаче свидетельств может выполнять обязанности проверяющего летную и наземную подготовку, подготавливать рекомендации относительно компетентности кандидата для выдачи свидетельства и т.д. Другими словами, одно должностное лицо может выполнять одновременно несколько функций. В таких случаях предполагается, что может потребоваться помощь (если она уже не предоставляется) другого Договаривающегося государства по обеспечению некоторых или всех функции, связанных с выдачей свидетельств. Государствам, оказывающим такую помощь, следует, однако, стремиться к совместному выполнению одних и тех же функций по выдаче свидетельств, которые предусматриваются положениями Приложения 1.
Содержащийся в настоящем Руководстве материал основан на используемых в некоторых государствах правилах и включает выдержки из правил и других положений по выдаче свидетельств. Эти выдержки может использовать любое государство при подготовке своих собственных правил. Однако эти выдержки следует рассматривать только в качестве иллюстрации к тому, как можно организовать систему выдачи свидетельств, и они не предлагаются в качестве "лучшего метода" или материала, обязательного для соблюдения государствами. Любое государство, которое решит использовать эти выдержки при разработке своих собственных правил или распоряжений, должно учитывать, что приведенный материал не является полным, и должно быть готово к тому, чтобы заполнить различные имеющиеся в тексте пробелы. Следует также отметить, что в связи с тем, что выдержки приводятся из разных источников, в них используются различная терминология и названия. Принятие любого из приведенных примеров обеспечит соблюдение минимальных условий, содержащихся в Приложении 1. |