Описание Стандарт ИКАО Doc 9388 AN/918: В настоящем Руководстве содержится полная подборка типовых правил национального регулирования производства полетов и сохранения летной годности воздушных судов. В основу этих правил положены, главным образом, положения ИКАО, содержащиеся в Приложениях 6, 7, 8 и 18 к Конвенции о международной гражданской авиации, документе (Doc 8168), "Правила аэронавигационного обслуживания - производство полетов воздушных судов" (PANS-OPS), а также в соответствующем инструктивном материале ИКАО. В тех случаях, когда положения ИКАО по тому или иному вопросу отсутствуют, типовые правила основываются на общепринятой практике, которой придерживаются ведущие в авиационном отношении государства. Такие правила помечены одной звездочкой (*).
Поводом для подготовки настоящего Руководства послужили участившиеся в последнее время обращения государств в ИКАО с просьбой оказать помощь в разработке или обновлении их национальных правил, касающихся, в частности, производства полетов и летной годности, с целью приведения их в соответствие с положениями ИКАО, При подготовке настоящего Руководства предполагалось, что в государстве действуют основные законодательные положения, предусматривающие разработку и поддержание свода авиационных правил, а также создание государственного органа, т.е. Управления гражданской авиации (УГА), с необходимыми полномочиями для обеспечения соблюдения действующих правил.
Основной законодательный документ должен:
а) предусматривать введение правил проиэ водства полетов, совместимых с положениями Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации;
b) предусматривать передачу назначенному государственному должностному лицу полномочий по разработке и изменению положений производства полетов, дополняющих правила производства полетов;
c) требовать выполнение коммерческих полетов в соответствии с условиями, которые государство может рассматривать применимыми в интересах безопасности; и
d) предусматривать контроль за выполнением правил и положений производства полетов посредством определения мер наказания, накладываемого в случае их несоблюдения или нарушения.
Пример такого основного законодательного документа, который действует в одном государстве, содержится в добавлении А.
При разработке материала для данного Руководства было признано, что нормативные требования не обязательно должны быть одинаковыми во всех государствах и что они, как правило, зависят от масштаба и объема авиационной деятельности в рассматриваемом государстве. Поэтому, типовые правила скомпонованы по функциональным группам и тематическим главам, что облегчает их использование применительно к потребностям конкретного государства. Надлежащее применение и контроль со стороны государства за соблюдением нормативных положений, основанных на типовых правилах, будут, как правило, обеспечивать полное соблюдение этим государством своих обязательств по Конвенции в отношении принятых правил, В начале каждой главы содержатся примечания, в которых обосновывается необходимость, излагаются цели правил и во многих случаях даются рекомендации о процедурах выполнения, а также ссылки на соответствующий материал в других инструктивных документах ИКАО. Вышеупомянутая информация призвана помочь государствам принять решение относительно введения конкретных правил, а также установления приемлемых методов их применения и контроля за соблюдением таких правил. В большинстве случаев государствам потребуется принять все типовые правила. В тех случаях, когда отсутствует ясность в отношении целесообразности принятия тех или иных правил, консультативная помощь может быть получена в региональном бюро ИКАО, аккредитованном в данном государстве.
Настоящие типовые правила не содержат всех требований, включенных в Приложения ИКАО и связанные с ними документы, поскольку некоторые требования касаются действий, которые должны предприниматься государством, непосредственно не связаны с производством полетов или летной годностью воздушных судов, и поэтому не подлежат включению в этот сборник; другие требования настолько подробны, что их уместнее опубликовать в качестве указаний, дополняющих свод нормативных положений, оговорив при этом необходимость их выполнения. Исключение из настоящих типовых правил какого-либо конкретного требования не означает, что его не следует выполнять- Для справок в добавлении В данного Руководства содержится перечень типовых правил, составленный по порядку номеров, с указанием соответствующих источников в Приложениях ИКАО, документах PANS, инструктивном материале и т.д.
Используемые в документах ИКАО формулировки варьируются в зависимости от статуса каждого положения (стандарт; рекомендуемая практика, инструктивный материал и т.д.), однако в типовых правилах таких различий не проводится. Все правила составлены в обязательной для исполнения форме, соответствующей по статусу форме стандартов ИКАО. Правила, статус которых выше статуса соответствующих положений ИКАО, обозначены двумя звездочками (**). Государствам рекомендуется до включения в свои национальные законодательные документы рассматривать каждое такое типовое правило с точки зрения национальной политики и эксплуатационного опыта. Кроме того, в настоящем документе не проводится различий между регулярными и нерегулярными коммерческими воздушными перевозками; хстя существует небольшое число случаев, когда положения ИКАО различаются для этих двух видов перевозок.
В тексте Руководства термин "правила" используется в общем смысле, который может истолковываться различными государствами как законы, нормы, указы, распоряжения и т.д. Каждое государство, с учетом своих обязательств по Конвенции, должно определять специфический статус того или иного положения для применения в данном государстве, а также меру наказания, накладываемого в случае несоблюдения этого положения. При разработке типовых правил была предпринята попытка подготовить текст, приемлемый для включения в юридический кодекс государства.
Единицы измерения в тексте типовых правил используются в соответствии с положениями Приложения 5. В тех случаях, когда допускается использование основной единицы системы СИ и другой, не входящей в систему СИ единицы, приводятся обе единицы. Так, относительные высоты выражаются в метрах (м) и футах (фут), а горизонтальные расстояния в некоторых случаях даются в километрах (км) и морских милях (м мили) Это не означает, что в правила, которые будут вводиться в государстве, следует включать пары единиц.
Например, государство, в котором в качестве единиц измерения коротких и больших расстояний приняты "метры" и "километры", должна исключить ссылки на "морские мили" в тех случаях, когда они встречаются в тексте, а государство, которое в качестве единицы измерения относительной высоты, превышения и абсолютной высоты применяет "футы", должно исключить ссылки на "метры" в тех случаях, когда они выражают данные измерений в вертикальной плоскости. В тексте Руководства используются единицы и условные обозначения, предусмотренные Приложением 5.
В тех случаях, когда для описания действий лиц в положениях данного Руководства используются существительные мужского рода, предполагается, что
при этом имеются в виду лица мужского и женского пола.
В случае принятия государством данных типовых правил, название этого государства следует включить в текст в тех местах, где встречается ссылка на
(название государства), а вместо ссылки "(директор)" следует включить
должность соответствующего лица или название организации.
Уточнив свои национальные правила в соответствии с типовыми правилами, приведенными в данном Руководстве, государствам следует иметь в виду, что происходит непрерывное развитие авиации, положения ИКАО время от времени изменяются, и пеэтому государствам необходимо будет соответственно обновлять свои правила. В этой связи любая будущая поправка к документам ИКАО, упоминаемым в настоящем Руководстве, потребует тщательного рассмотрения государствами с точки зрения ее возможных последствий для принятых в этих государствах правил.
Просьба к государствам и сотрудникам, работающим на полевых постах в рамках программы технической помощи ИКАО, представлять замечания по данному Руководству, в частности, в отношении его применения, полезности и круга рассматриваемых вопросов. Эти замечания будут учтены при подготовке последующих изданий Руководства. |