Описание Стандарт ИКАО Doc 8335 AN/879: Четвертое издание настоящего Руководства подготовлено для того, чтобы предоставить в распоряжение государства и эксплуатанта подробные инструкции, касающиеся организации и обеспечения безопасных, регулярных и эффективных международных коммерческих воздушных перевозок в соответствии с положениями Конвенции о международной гражданской авиации и связанных с ней Приложений, прежде всего, Приложения 6, часть I "Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты" и часть III "Международные полеты. Вертолеты", раздел II "Международный коммерческий воздушный транспорт". Как и в предыдущих изданиях, основное внимание уделено процедурам сертификации эксплуатантов коммерческого воздушного транспорта, осуществляемой государством эксплуатанта. Кроме того, в настоящем издании особое значение придается вопросам обеспечения постоянного надзора за деятельностью эксплуатанта.
В соответствии с положениями частей I и III Приложения 6 государства эксплуатанта необходимо принимать меры по осуществлению позитивного и непрерывного контроля за деятельностью любого эксплуатанта этого государства, который предлагает или хотел бы предложить свои услуги в области коммерческих воздушных перевозок. Поскольку в частях I и III Приложения 6 содержатся технические требования, а не методы в отношении достижения целей широкого характера, то в настоящем документе представлены подробные сведения, не содержащиеся в частях I и III Приложения 6 вместе с указанием приемлемых методов установления соответствия с положениями данного Приложения.
Хорошо зарекомендовавшим себя методом, посредством которого государство эксплуатанта может осуществлять необходимый контроль за деятельностью своих эксплуатантов, является выдача сертификата эксплуатанта (АОС), без которого осуществление коммерческих воздушных перевозок является незаконным. Выданный сертификат подлежит аннулированию или его действие может быть приостановлено, если впоследствии эксплуатант нарушит оговоренные в нем условия или окажется не в состоянии выполнять их. Следовательно, каждому государству необходимо создать систему обеспечения вначале эксплуатационной инспекции и выдачи АОС, а затем постоянного надзора за эксплуатацией. Подобная система должна прочно основываться на соответствующем авиационном законодательстве.
В Руководстве перечислены обязанности и ответственность как государства эксплуатанта, так и эксплуатанта и признается их взаимозависимость при обеспечении приемлемого качества эксплуатации и безопасной эксплуатационной практики. Дается описание организационной структуры, административного управления и процедур, необходимых для осуществления инспекции, сертификации и постоянного надзора за деятельностью эксплуатантов, включая учреждение в рамках полномочного органа гражданской авиации органа инспекционного контроля за эксплуатацией. Также подчеркивается необходимость в разработке всеобъемлющего руководства по производству полетов в связи с его важностью в процессе сертификации и в повседневной деятельности. С учетом значительной заинтересованности в разработке руководств по производству полетов, о которой сообщали командированные на места технические специалисты ИКАО, было подготовлено отдельное руководство ИКАО по этому вопросу. Документ "Подготовка руководства по производству полетов" (Doc 9376) следует рассматривать в качестве дополнения к настоящему Руководству.
Хотя в Руководстве упоминаются финансовые аспекты, которые должны быть рассмотрены государственным полномочным органом до принятия решения о выдаче ДОС, оно прежде всего касается технических требований и требований к безопасности полетов, подлежащих выполнению до выдачи сертификата и во время эксплуатации, разрешенной этим сертификатом. Описанные система и процедуры основаны на проверенном практикой опыте и применимы к широкому диапазону гражданских коммерческих воздушных перевозок.
При подготовке настоящего Руководства предполагалось, что государство принимает основные законодательные положения, предусматривающие разработку и введение в действие соответствующего кодекса авиационных нормативов и правил, а также создание государственного органа, т. е. полномочного органа гражданской авиации, наделенного полномочиями, необходимыми для обеспечения соблюдения этих нормативов.
Основные законодательные положения должны:
a) предусматривать введение эксплуатационных нормативов, соответствующих положениям Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации;
b) предусматривать делегирование назначенному государственному должностному лицу полномочий на разработку и изменение эксплуатационных правил, дополняющих эксплуатационные нормативные положения;
c) содержать требования о необходимости эксплуатации коммерческого воздушного транспорта в соответствии с условиями, которые государство может счесть применимыми в интересах безопасности полетов; и
d) предусматривать меры обеспечения соблюдения эксплуатационных нормативов и правил с указанием санкций, применяемых в случае их невыполнения или нарушения.
В настоящем Руководстве под термином "государство" имеется в виду основной институт государственной власти, который, как правило, учреждает полномочный орган гражданской авиации (САА) во главе с директором гражданской авиации (DСА), наделенным в соответствии с законодательством данного государства полномочиями решать вопросы гражданской авиации. Под термином "эксплуатант" имеется в виду организация или предприятие, занимающиеся гражданскими коммерческими воздушными перевозками. Для целей настоящего инструктивного материала, за исключением главы 10, касающейся аренды, фрахтования и обмена воздушными судами, государство эксплуатанта и государство регистрации считаются одним субъектом.
Несмотря на признание того, что двусторонние и многосторонние соглашения государств являются основными предварительными условиями организации международных коммерческих воздушных перевозок, выдачи ДОС и введения соответствующих эксплуатационных требований, подобные вопросы находятся вне сферы действия настоящего Руководства.
В настоящем Руководстве даны примеры и ссылки на подробные требования, предписываемые некоторыми государствами. Какое-либо государстве может счесть целесообразным принять детализированные требования другого государства, которое уже ввело в действие эффективные процедуры эксплуатационной сертификации и инспекции, соответствующие положениям инструктивного материала настоящего Руководства. |