Описание Стандарт ИКАО Doc 9829 AN/451: Сбалансированный подход.
Сбалансированный подход, согласно резолюции АЗЗ-7, является для Договаривающихся государств ИКАО одобренным на международном уровне подходом к решению проблем авиационного шума в отдельных аэропортах экологически выгодным и экономически эффективным способом. Сбалансированный подход определяет для Договаривающихся государств ИКАО гибкий метод выявления конкретной проблемы шума и меры по ее решению, которые рассчитаны на ситуацию в отдельном аэропорту и учитывают ее в рамках транспарентного процесса.
Сбалансированный подход включает четыре основных элемента: снижение шума в источнике, планирование и организация землепользования, эксплуатационные приемы снижения шума и эксплуатационные ограничения в отношении воздушных судов.
Договаривающиеся государств ИКАО подтвердили, что важно в равной мере учитывать все эти элементы, и согласились в принципе, что эксплуатационные ограничения не должны применяться в качестве первого средства, а только после надлежащего рассмотрения выгод, которые могут быть получены от использования других элементов в соответствии со сбалансированным подходом.
Процесс реализации сбалансированного подхода будет, как правило, включать в себя оценку шумовой обстановки в отдельных аэропортах, определение цели, предоставление консультаций, определение имеющихся мер уменьшения шумового воздействия, оценку вероятных затрат и выгод реализации различных мер для определения относительной эффективности затрат на эти меры, выбор мер, надлежащее информирование общественности о планируемых действиях, внедрение мер и предоставление заинтересованным сторонам возможности разрешения споров.
Цель заключается в решении проблем шума в отдельных аэропортах и определении связанных с шумом мер, которые позволяют получить максимальные экологические выгоды наиболее эффективным с точки зрения затрат образом, используя объективные и поддающиеся измерению критерии.
Безопасность и эффективность полетов.
Настоящий инструктивный материал основывается на понимании того, что имеется много способов решения проблем авиационного шума. В некоторых случаях предполагаются меры, которые влияют на эксплуатацию воздушных судов, находящихся как в воздухе, так и на земле, с целью сведения к минимуму шумового воздействия вокруг аэропортов. Следует отметить, что данный материал не носит регламентирующий характер, и поэтому необходимо тщательно подходить к выбору мер, которые могут повлиять на эксплуатацию воздушного судна и организацию воздушного движения. При повседневных операциях следует также учитывать такие факторы, как текущая и прогнозируемая погода, условия на ВПП, имеющиеся навигационные средства и т. д. Безопасность полетов всегда должна быть преобладающим фактором при производстве полетов воздушных судов гражданской авиации, и за эксплуатантом, а также эксплуатирующим экипажем должно сохраняться право окончательного решения относительно мер сохранения необходимых уровней безопасности полетов.
Инструктивный материал.
Для оказания содействия Договаривающимся государствам ИКАО Совет ИКАО принял решение о необходимости разработки инструктивного материала, содержащего необходимые рекомендации и практическую информацию, которые могут потребоваться этим государствам при реализации сбалансированного подхода к управлению шумом.
В данном инструктивном материале изложены основные элементы сбалансированного подхода, некоторые из имеющихся мер применительно к каждому элементу, взаимосвязь между элементами и мерами, а также аналитические и методические средства, которые могут использоваться для оценки и проведения сравнения затрат и выгод.
Цель настоящего материала заключается в предоставлении рекомендаций, в частности:
- для использования в целях выполнения авиационным сектором обязательств в области окружающей среды при одновременном ускорении развития авиационной отрасли;
- для достижения цели ИКАО по обеспечению максимальной совместимости между безопасным, экономически эффективным и упорядоченным развитием гражданской авиации и качеством окружающей среды;
- для того чтобы Договаривающиеся государства ИКАО могли совместно с аэропортами и/или другими полномочными органами выявлять проблему шума в аэропорту и анализировать различные имеющиеся меры в целях извлечения максимальных экологических выгод наиболее эффективным с точки зрения затрат способом, используя общепринятые методы компаративного анализа затрат;
- для выработки возможных решений с учетом конкретных оцененных характеристик проблемы шума в аэропорту;
- для обеспечения повсеместного согласованного и гармонизированного управления шумом в согласованных международных рамках;
- для обеспечения определенной степени гибкости, необходимой для учета местных, национальных и региональных различий;
- для особого учета расходов и последствий для эксплуатантов и прочих заинтересованных сторон из развивающихся стран.
Поскольку данный инструктивный материал разработан в целях оказания возможной помощи всем Договаривающимся государствам ИКАО в реализации сбалансированного подхода, он, естественно, является объемным. Ряд государств ИКАО, вероятно, уже реализовали некоторые или многие процессы и меры, которые рассматриваются в данном инструктивном материале. В таких случаях предполагается, что этот инструктивный материал может быть использован в качестве дополнения к этим процессам и мерам или вспомогательного справочного материала.
Поскольку инструктивный материал является объемным, нельзя рассчитывать на то, что в нем содержится подробная информация, необходимая для оказания помощи государствам в решении каждой возникающей проблемы, учитывая вероятное наличие особых правовых, технических или политических ситуаций в отдельных местах. Как и в случае любого инструктивного материала, имеющего широкое применение, государствам рекомендуется использовать его в качестве основы с учетом конкретных обстоятельств. |