Описание Стандарт ИКАО Doc 9868: Настоящее издание Правил аэронавигационного обслуживания "Подготовка персонала" (PANS-TRG) разработано Группой экспертов по выдаче свидетельств членам летного экипажа и их подготовке (FCLTP) и содержит материал, обеспечивающий единообразное осуществление профессиональной подготовки, требуемой для выдачи свидетельств и квалификационных отметок пилотов, предусмотренных в Приложении 1, включая свидетельство пилота многочленного экипажа (MPL).
На своем первом совещании (Монреаль, 8-19 декабря 2003 г.) FCLTP установила очевидную потребность в материале по выдаче свидетельств и подготовке, который, хотя и слишком подробный, чтобы иметь статус Стандарта, тем не менее является достаточно важным для обеспечения всеобщей выгоды государствам. Такая потребность предполагает разработку материала, который необходимо гармонизировать, официально согласовать и утвердить и положения которого потребуют более высокого уровня соблюдения со стороны государств по сравнению с инструктивным материалом. Группа экспертов FCLTP пришла к выводу о том, что разработка PANS-TRG позволит получить надлежащий документ для использования всеми государствами.
Правила аэронавигационного обслуживания "Подготовка персонала" (PANS-TRG) дополняют Стандарты и Рекомендуемую практику (SARPS), содержащиеся в Приложении 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу".
В PANS-TRG более подробно, чем в SARPS, излагаются фактические процедуры, подлежащие применению учебными организациями при подготовке авиационного персонала. В частности, в целях оказания помощи в выполнении требований Приложения 1 в настоящем издании содержится порядок разработки и осуществления предназначенной для получения MPL квалификационной системы подготовки.
Правила аэронавигационного обслуживания (PANS) не имеют того же статуса, что и SARPS. В то время как последние принимаются Советом в соответствии со статьей 37 Конвенции о международной гражданской авиации и полностью подпадают под действие процедуры, изложенной в статье 90, правила PANS утверждаются Советом и рекомендуются Договаривающимся государствам для применения во всемирном масштабе.
Хотя указанные правила PANS могут содержать материал, который со временем может стать SARPS по достижении зрелости и стабильности, необходимых для принятия их в таком качестве, они также могут включать материал, подготовленный в порядке развития основных принципов в соответствующих SARPS и предназначенный специально для оказания помощи пользователю в применении этих SARPS.
Внедрение правил является сферой ответственности государств, и они применяются на практике в системе учебной подготовки только в том случае, когда они приняты государством. Однако в целях упрощения процесса их внедрения государствами они были изложены языком, который позволит использовать их непосредственно персоналом утвержденных учебных организаций (УУО) и других учреждений, связанных с разработкой и внедрением учебных программ, предназначенных для получения свидетельства пилота многочленного экипажа (MPL).
Правила PANS не имеют статуса, который придается Стандартам, принимаемым Советом в виде Приложений к Конвенции, и поэтому они не подпадают под действие налагаемых статьей 38 Конвенции обязательств по уведомлению о различиях в случае невыполнения установленных требований. Однако внимание государств обращается на положения Приложения 15, касающиеся опубликования в своих сборниках аэронавигационной информации перечня существенных различий между их правилами и соответствующими правилами ИКАО.
Методика разработки курсов ИКАО основана на модели системы организации обучения (СОО), используемой в большей части содержащегося в настоящем документе учебного материала, основанного на квалификационных требованиях. Однако следует отметить, что существует множество моделей СОО, которые могут в равной степени быть приемлемыми и которые государства могут предпочесть при разработке квалификационной системы подготовки. Может также возникнуть ситуация, когда ни одна отдельно взятая методология не содержит все необходимые элементы, и тогда при разработке конкретного курса придется использовать несколько методологий. Кроме того, обязательные методологические рецепты приводят к обратным результатам, поскольку все учебные методологии должны обладать гибкостью и приспособляемостью, требуемыми для учета изменений, происходящих в условиях обучения, его целях и технологии. По этой причине отсутствует какая-либо необходимость в опубликовании различий в методологиях и моделях системного подхода, используемых при разработке квалификационной системы подготовки, если указанные методологии содержат элементы СОО, определяющие три основных процедурных этапа: анализ потребностей, разработку и издание и оценку. |